Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дело Мастера пугает

Редактор отдела «Мнения»

«Пил чай опять. Вспоминал прошлую неделю. В понедельник я ел картошку с постным маслом и 1/4 фунта хлеба. Выпил два стакана чая с сахарином. Во вторник ничего не ел, выпил пять стаканов чая. В среду достал два фунта хлеба взаймы у слесаря. Чай пил, но сахарин кончился. В четверг я великолепно обедал. В два часа пошел к своим знакомым. Горничная в белом фартуке открыла дверь.

Странное ощущение. Как будто бы десять лет назад. В три часа слышу, горничная начинает накрывать в столовой. Сидим, разговариваем (я побрился утром). Ругают большевиков и рассказывают, как они измучились. Я вижу, что они ждут, чтобы я ушел. Я же не ухожу.

Наконец хозяйка говорит:

— А может быть, вы пообедаете с нами? Или нет?

— Благодарю вас. С удовольствием.

Ели: суп с макаронами и с белым хлебом, на второе котлеты с огурцами, потом рисовую кашу с вареньем и чай с вареньем.

Каюсь в скверном. Когда я уходил, мне представилась картина обыска у них. Приходят. Все роют. Находят золотые монеты в кальсонах в комоде. В кладовке мука и ветчина. Забирают хозяина...

Гадость так думать, а я думал.

Кто сидит на чердаке над фельетоном голодный, не следуй примеру чистоплюя Кнута Гамсуна. Иди к этим, что живут в семи комнатах, и обедай. В пятницу ел в столовке суп с картофельной котлетой, а сегодня, в субботу, получил деньги, объелся и заболел».

Это отрывок из «Записок на манжетах» Михаила Булгакова. Самое начало двадцатых годов.

Будущий автор одного из самых важных романов XX века только недавно перебрался в Москву, строчит фельетоны для газет и еле-еле сводит концы с концами. Условия жизни чудовищные, но надежда вроде бы есть. Хаос Гражданской войны постепенно сменяет кипучее советское упорядочивание со всем его тупым, но в чем-то даже обаятельным прекраснодушием — строить новый мир зовут всех не глядя. Людей пока не едят, и жить, в общем, можно, а главное, очень уж хочется.

Чего не скажешь о вышеупомянутом «чистоплюе Кнуте Гамсуне». Здесь Булгаков, судя по всему, имеет в виду роман «Голод», дебют норвежского писателя и нобелевского лауреата по литературе Кнута Гамсуна, где, как и в «Записках на манжетах», главным героем тоже является нищий молодой писатель, пытающийся заработать на еду написанием газетных заметок. Его проблема в том, что хорошие заметки газете не нужны, а плохие он писать не может по принципиальным соображениям. Нервный, истощенный, измученный герой шляется по улицам и отдает оставшиеся копейки бродяге. Когда он совсем отчаивается, то нанимается юнгой на русский корабль и уплывает в закат.

На свой корабль, отплывающий из России навсегда, Булгаков так и не попал: денег не хватило.

Дело было во Владикавказе, как раз до переезда в Москву. Ради того, чтобы заработать на билет в один конец, судя по «Запискам», пришлось написать на пару с местным чиновником чудовищно плохую революционную пьесу о «туземной жизни». «Вы — беллетристы, драматурги в Париже, в Берлине, попробуйте! Попробуйте потехи ради написать что-нибудь хуже! Будьте вы так способны, как Куприн, Бунин или Горький, вам это не удастся. Рекорд побил я! В коллективном творчестве. Писали же втроем: я, помощник поверенного и голодуха».

Не следуй примеру чистоплюя Кнута Гамсуна, шутливо советует Булгаков, иронизируя скорее над собой, нежели над норвежцем. Хотя, может быть, и не зря советует: во время Второй мировой войны чистоплюй Кнут Гамсун почему-то встал на сторону нацистов,

а после смерти Гитлера тоже довольно неожиданно (кто тянул за язык?) написал некролог, в котором назвал того «борцом за права народов».

Так что, все-таки идти к «этим», ругающим большевиков, обедать, раз судьба заставила? А потом ужинать к большевикам, ругающим кулаков? Писать плохонькую революционную пьесу ради денег, затем пытаться пристроить рукопись в эмигрантскую прессу? Или это позорное приспособленчество? Малодушие? Не знаю, попробуйте сначала поголодать. Да и Булгаков всю жизнь пытался на этот вопрос честно ответить. Не смог.

Зато много мог рассказать о мыслях и чувствах человека, наблюдающего, как власть в родном городе сменяется по несколько раз в день, как жизнь бросает от белых к красным, от красных к белым, как твой философский пароход тут же сменяется на теплушку, следующую до Москвы, как решительный вызов системе обращается унижением, а унижение — вызовом.

Мог рассказать про парализующий страх советского интеллигента и его неизживаемое достоинство, гарантированным результатом борьбы которых становятся неврастения и панические атаки. Про то, что примирить эту внутреннюю бесконечную гражданскую войну способен только морфий, и то, что, как известно, посильнее любых наркотиков, — творчество и признание.

Вот только морфий в Советском Союзе достать было гораздо реальнее.

Впрочем, рассказывай не рассказывай, а людям все равно нужно навесить на тебя ярлык, без ярлыка им трудно. А если уворачиваешься, будут травить. Булгакова травили все кому не лень: советские — за реакционность и классовую чуждость, эмигранты — за подозрительную лояльность. Травили бездарности и таланты.

Маяковский, к примеру, призывал срывать спектакль «Дни Турбиных» прямо как какой-нибудь современный нодовец.

Булгакова мучили изощренно. Работать давали, но вроде как и нет. Ставили, но чуть-чуть. Публиковали, но как бы случайно. Здоровались, но не дружили.

Не высылали, не ссылали, не расстреливали, толком не запрещали, а методично взращивали внутреннюю клаустрофобию. При этом все более или менее осознавали масштаб Булгакова, осознавал и Сталин, смотревший «Дни Турбиных» — пьесу, на минуточку, о врагах! — с десяток раз.

Булгаков в этом аду полусуществования все силился понять: дадут работать или не дадут? Услышат все-таки или просто откусят голову? При этом в нем удивительным образом так и не зародился цинизм конъюнктурщика, не было этого неприятного душка, знакомого и сейчас: «Времена сейчас сложные, ну вы сами понимаете, вертимся, как можем». Булгаков писал, сверяясь не с цайтгайстом, а под диктовку самого сурового цензора — редкого умения складывать правильные слова в правильном порядке. Таланта, проще говоря.

Прямо как у Стругацких в «Гадких лебедях», где опальный писатель Банев рассуждает, что писать на потребу власти не так уж и трудно и, главное, психически безопасно, стоит лишь взять речь президента и поменять в ней пару слов, но в ответ слышит следующее: «Это вам только кажется. Вы прочтете эту речь и прежде всего обнаружите, что она безобразна. Стилистически безобразна, я имею в виду. Вы начнете исправлять стиль, приметесь искать более точные выражения, заработает фантазия, замутит от затхлых слов, захочется сделать слова живыми, заменить казенное вранье животрепещущими фактами, и вы сами не заметите, как начнете писать правду».

Писать хорошо — значит, писать правду. Вот оно, настоящее писательское чистоплюйство.

Но не как у Кнута Гамсуна, тут так просто на корабль не сядешь и в закат не уплывешь. И самое обидное, очень уж хочется жить. Жить и работать по совести, потому что другого шанса может и не представиться.

Вот и приходится идти обедать к этим, а потом к тем, пытаться балансировать между страхом и гордостью под презрительными взглядами современников. Даже спустя почти век слыша за спиной неодобрительное шушуканье: великий писатель, но вот пьесу о Сталине писать было, конечно, чересчур.

Ну ничего, Булгаков бы понял. Без ярлыков в нашем сложном мире стало совсем туго, практически невозможно.

Новости и материалы
Правительство ослабит запрет на экспорт бензина
Косторная о занятиях балетом: мне все время не нравится
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Все новости